Развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся во внеурочное время

Развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся во внеурочное время

Попова Т.И., и.о. директора МБОУ ДО

ЦВР «Росток» ГО «Жатай»

Хабарова М.С., учитель биологии и химии

МБОУ «Индигирская СОШ им. Н.А. Брызгалова»

 

Аннотация: в статье раскрываются особенности развития творческих и исследовательских способностей обучающихся во внеурочной деятельности. Дается обоснование актуальности данной проблемы на уровне общества, раскрывается сущность понятий «творчество», «творческие способности», описываются условия для развития творческих и исследовательских способностей обучающихся.

Ключевые слова: творчество, исследование, внеурочная деятельность.

 

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которая направлена на развитие творческих исследовательских способностей обучающихся. Эффективность работы образовательного учреждения в данном направлении зависит от того, в какой мере учреждение обеспечивает развитие творческих и исследовательских способностей каждого обучающегося, формирует творческую личность, готовит его к творческой и исследовательской, познавательной и трудовой деятельности.

Новой России нужны люди творчески мыслящие, способные принимать нестандартные решения, креативно продвигающие свои идеи и задумки. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Для этого нужно создать определенные условия. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой личности, которая реализовала бы свои личностные запросы и решала бы проблемы общества в целом.

Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой и исследовательской активности обучающихся, которая способствует становлению индивидуальности человека его самовыражению и самореализации и успешной социализации.

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности обучающихся и основываться на личном опыте ребенка. Если мы создадим условия, способствующие развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, то процесс развития способности детей будет более эффективным.

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Б.М. Теплов занимались изучением способностей с разных точек зрения. У Б.М. Теплова – индивидуально психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений. А.Н. Леонтьева интересовала то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно-психические процессы (в духе понятия высших психических функций по Л.С. Выготскому).

Определение: «Способности» = психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности. В педагогическом энциклопедическом словаре способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности. Это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Творчество – это человеческая потребность.

Для формирования творческой личности ребенка развития его активности мы в своей работе используем идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого мышления и производительного труда. Отношения с учениками нужно ориентировать на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Создание каждому ребенку «Ситуации успеха». При этом значимы такие моменты:

  1. Творческое самоуправление;
  2. Сотрудничество с родителями, с детьми и педагогами;
  3. Личностный подход к каждому.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя.

Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы выявить и развить способности детей в доступной и интересной деятельности.

Внеурочная деятельность решает задачи развития, воспитания и социализации детей, включая их во все виды деятельности, в количестве десяти часов в неделю в каждом классе по ФГОС и кружковой деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и одна из форм организации свободного времени детей. Сегодня внеурочная деятельность педагогически целесообразна, более разносторонне раскрывая индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удается распознать  на уроке, на основе развития у детей интереса к различным видам деятельности желания активно участвовать в общественной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Каждый вид во внеурочной деятельности (творческая, познавательная, спортивная, трудовая, игровая) обогащают опыт коллективного взаимодействия детей в определенном аспекте, что, в общем, дает большой воспитательный эффект. При четкой организации работы, внеурочная деятельность является сферой, которая может максимально развить или сформировать познавательные потребности, способности каждого обучающегося.

Перед нами, учителями, стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ребенок с радостью выполняет поставленную задачу. Важно, чтобы дети были раскрепощены, умели смело высказать свое мнение. При этом основным двигателем изучения чего-то нового – радость познания чувство комфорта и положительные эмоции.

Таким образом, в развитии творческих способностей детей внеурочная деятельность может играть важную роль при условии, что в ее содержании используется система творческих заданий, обеспечивающих активизацию воображения и эмоций обучающихся.

 

Список литературы:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников// Начальная школа.- 1998г. – №4 –с. 80-81.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте// Просвещение. – 1991г. – с. 92.
  3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий// Просвещение. – 1961г. – с. 220.
  4. nsportal.ru
  5. infourok.ru

 

 

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять