Если судьба распорядилась так, что у ребенка слабый слух, значит, как правило, у него будет острое зрение. И наоборот. Природа компенсирует. И это подтверждают в Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате, которая в прошлом году получила звание Лучшей коррекционной школы России. Директор учреждения Мария СТАРОСТИНА утверждает: среди ее учеников – будущие художники, музыканты, экономисты, юристы, массажисты, учителя, спортсмены.
История школы берет начало в далеком 1938 году, когда по приказу Наркомпросса ЯАССР Государственное казенное образовательное учреждение РС (Я) «Якутская республиканская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» было основано как начальная школа-интернат для слепых детей в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района. Тогда училось всего 8 детей от 10 до 15 лет, занимались с ними пять преподавателей. Буквально за год до начала Великой Отечественной, в 1940 году, школу «переселили» в Бердигестях Долдинского наслега, в здание бывшей народно-образовательной опытной школы – до 1957 года. Первые четыре выпускника вышли из школы в 1946 году.
Новая история началась в 2012 году – по распоряжению Правительства РС (Я) от 18 мая 2012 года № 462-р «О реорганизации государственных казенных образовательных учреждений РС (Я) путем слияния государственного казенного образовательного учреждения РС (Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 вида» и государственного казенного образовательного учреждения РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 вида» с образованием государственного казенного образовательного учреждения «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Мария СТАРОСТИНА:
– 2015 год стал для школы весьма успешным и плодотворным. Достаточно отметить некоторые из них. Это победа в федеральном конкурсе «Лучшее коррекционное образовательное учреждение – 2015», строительство нового спортивного зала, создание на базе школы Ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования. Мы тесно взаимодействуем с родителями, педагогами, различными образовательными учреждениями, социальными службами, общественными организациями.
Дополнительное образование – путь к успеху
Невероятно талантливые дети учатся в этой школе. Светлые, добрые, тянущиеся к знаниям и всему интересному, легко увлекающиеся. Они любят свою школу. Это видно по общей атмосфере. А ведь для многих ребятишек это дом родной в прямом и переносном смысле: здесь учатся и живут детишки из районов. Городские ездят сюда, как в обычную школу.
Не просто учиться и получать знания – постигать все краски жизни через творчество, спорт, музыку, танцы, прикладное искусство. «Только так можно воспитать разностороннюю личность», – уверены педагоги школы-интерната. Уметь дружить, сопереживать, быть рядом и оказывать поддержку – все это дорогого стоит.
– Наша школа – школа полного дня. До обеда дети учатся, после обеда занимаются дополнительным образованием. Наша цель – это подготовить ребенка ко взрослой жизни, профессионально ориентировать. Музыкальная школа с адаптированной программой, где дети учатся по классу баяна, фортепиано и струнных инструментов. Своя музыкальная группа. Ребята потом поступают в Курское музыкальное училище, специальное, для детей с проблемами по зрению. В прошлом году два наших выпускника туда поступили. И в наш музыкальный колледж поступают.
Есть этнофолкстудия, которую лет пять-шесть назад открыли Герман и Клавдия Хатылаевы, а сейчас ведут выпускники, Айталина и Николай Баттаховы. Ребята учатся игре на национальных инструментах. Это все – в рамках арт-терапии.
Вы же понимаете, что слабовидящие дети – потрясающие музыкальны, у них великолепный слух. Вокалу учатся в нашей инклюзивной студии, которую ведет Татьяна Неустроева, дочь широко известных в республике Егора и Светланы Неустроевых. Занимаются мальчики и девочки совместно со студией «Тулуйхан».
А Театр мод? Каждый год – новая коллекция! Участники театра мод начинают с нуля: рисунок, разработка дизайна, кройка, шитье – дело это очень скрупулезное, требующее усидчивости и упорства. А на выходе – презентация коллекции, с постановочными танцами, красиво, шикарно!
Но творчество – это еще не все в нашей программе дополнительного образования. Наши дети показывают хорошие результаты в спорте: это вольная борьба, дзюдо, настольный теннис, легкая атлетика, греко-римская борьба, шашки. Причем успех на всех уровнях до мирового масштаба. Среди наших учеников – чемпион мира по вольной борьбе среди глухих. А одна девочка вошла в пятерку лучших шашистов Европы. Мы дружим с Центром адаптивной физкультуры, и наши дети вошли в состав сборной на игры «Дети Азии». Мы гордимся нашими воспитанниками!
Отдельный предмет нашей гордости – это бизнес-инкубатор, который открыли в прошлом году. Мы объясняем детям, что такое бизнес, как открыть свое дело и удержать его. Сейчас мы готовимся к изготовлению школьной мебели, соответствующей всем современным нормам и требованиям, мобильные парты, к примеру. Подключатся ребята, занимающиеся столярным делом, и дизайнеры. Еще есть фото-, видео-, аудиостудия, где ребята сами делают аранжировки и записывают фонограммы, создают видеоролики, изучают искусство фотографии.
Лучшая в России
В прошлом году в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский образовательный форум «Проблемы и перспективы современного образования в России», в рамках которого были подведены итоги федерального конкурса «Лучшее коррекционное образовательное учреждение – 2015».
– Наша школа получила диплом лауреата федерального конкурса, который проводился в целях поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений по созданию и внедрению эффективного коррекционного обучения в коррекционных образовательных организациях, организациях имеющих коррекционные классы, группы, детей с ограниченными возможностями здоровья, выявления, поддержки и поощрения творчески работающих коллективов образовательных организаций, распространения инновационного опыта в системе коррекционного образования, содействия реализации государственной политики в области решения проблемы здоровья участников образовательного процесса, общественного признания личного вклада отдельных педагогов и педагогических коллективов.
Экспертный совет конкурса высоко оценил наш опыт по инновационной деятельности, эффективности образовательного процесса через внедрение современных технологий.
В нашей школе обучаются и воспитываются дети с нарушениями слуха и зрения со всей республики. Это уникальное и единственное образовательное учреждение, реализующее обучение и воспитание детей одновременно разных видов инвалидности – 2 вид (слабослышащие), 3 и 4 виды (слепые и слабовидящие). Это способствует успешной социализации детей, что уже на практике доказано выпускниками школы, которые поступают на 100%! Наши выпускники учатся в престижных вузах страны: в Томском университете связи, Санкт-Петербургском инженерно-техническом университете, Обнинском университете атомной энергетики, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, Новосибирском государственном техническом университете, Дальневосточном федеральном университете, СВФУ им. М. К. Аммосова, МГТУ им. Баумана и многих других. Так что для них инвалидность – вовсе не помеха для полноценной жизни, развития, самосовершенствования, карьеры, создания счастливых семей, воспитания детей.
«Школа-интернат – это общий дом, в котором живут, учатся, развиваются и реализуют свои способности», – именно так звучит миссия школы. Школа функционирует по современным стандартам и оснащена всем необходимым инвентарем для создания максимально благоприятной среды для эффективного обучения и проживания учащихся.
Победа в данном конкурсе говорит об эффективной работе учреждения, то есть о профессионализме и мастерстве всего коллектива, слаженная работа которого позволяет добиваться высот и признания.
Короткая ссылка на новость:
http://www.exo-ykt.ru/~yDnux
http://www.exo-ykt.ru/~yDnux
Выпуск: №4 (2530) от 5 февраля 2016 г.