Дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья – особая забота государства

Министерство образования и науки РС(Я) отмечает 100-летний юбилей в год столетия Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. За эти сто лет образование республики признается среди лучших в РФ и занимает лидирующие позиции в сфере общего и дополнительного образования, пишет в своей вступительной статье к книге «Образование – важнейший фактор развития Республики Саха (Якутия)» министр образования Любимова И.П. Я абсолютно согласна с этим, и история нашей семьи, педагогической династии Черепановых, отражение развития системы образования в республике. Глава династии Черепанов Сергей Иванович начинал педагогическую деятельность с ликвидации безграмотности населения, создавая избы-читальни, затем – начальные школы, школы-семилетки. Завершил педагогическую работу директором Орто -_Нахарской восьмилетней школы Ленского района. Мы, следующее поколение Черепанова Раиса Сергеевна, Заслуженный учитель РС (Я), Тартыев Семен Петрович, Заслуженный учитель РС (Я), Захарова Светлана Сергеевна, Заслуженный работник образования РС (Я), Тартыева Софья Семеновна, почетный работник общего среднего образования РФ, – свидетели развития и достижений в системе образования в последующие годы.

 

В год столетнего юбилея Министерства образования и науки РС (Я) уместно вспомнить об отделе специального образования и охраны прав детства, который с 1992 года по 2010 год был в структуре министерства. Министерство образования РС (Я) в годы развала советской власти, распада Советского союза вплотную занималось проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые более уязвимы и зависимы от социально-экономической ситуации в стране: нестабильное материальное обеспечение семьи, безработица, несвоевременная выплата заработной платы. Во все времена особой заботой системы образования была и есть забота о детях – сиротах и детях с особыми образовательными потребностями. Так, в 1922 году первый декрет назывался «О борьбе с детской беспризорностью, преступностью и дефективностью». Стали создаваться учреждения для детей – сирот в системе образования, которые не только накормили, одели, обули детей, лишенных попечения родителей, но и дали образование детям, которые стали достойными гражданами своей родины и внесли вклад в развитие народного хозяйства страны. Также в первые годы Советской власти стали создаваться учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: для глухих, слепых, умственно отсталых.

 

История создания отдела: в 1992 году министром был назначен Жирков Е.П. Ожидалось увеличение количества численности работников министерства. Пришли новые руководители: Федоров М.П., первый заместитель министра, Андреев Г.П. заместитель министра, Кирильчук В.М., заместитель министра. Виктор Михайлович стал курировать наше направление, под его руководством разработали проект положения отдела специального образования и охраны прав детства, в отделе предусматривались начальник отдела, главный специалист и ведущий специалист. В отдел пригласили работать Шадрину Р.С. по специальному образованию. Долго не могли найти специалиста по детским домам. Специалистов по этому направлению не готовили в системе профессионального образования, только началась подготовка социальных педагогов. Вышли из положения пригласив Афанасьеву Г.А. (Платонову), работающую в качестве методиста (на привлеченной ставке) по дошкольному образованию перейти в наш отдел специалистом по детским домам. Так мы стали отделом из трех человек. Конечно, сразу почувствовалась мобильность во всем: поездки в командировки, подготовка нормативных документов, проведение научно-практических конференций, семинаров, профессиональных конкурсов по курируемому направлению, отчетов, статданных, решение проблемных вопросов и.т.д.

 

В это время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране из федерального министерства стали поступать рекомендательные письма по финансированию, изменений по обучению и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможнотсями здоровья, по созданию штатных психолого – медико – педагогических комиссий, по переименованию специальных (коррекционных) школ-интернатов (переход на виды), по реорганизации общеобразовательных школ-интернатов в детские дома для детей-сирот, по радикальному изменению содержания воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С этого времени начался переход детских домов, специальных (коррекционных) школ к новому содержанию обучения, воспитания, улучшению материально-бытовых условий проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Стали открываться в общеобразовательных школах специальные (коррекционные) классы для детей с «различными отклонениями в развитии» (термин того времени), в которых дети с отклонениями в развитии получали адекватное обучение. Были разработаны и утверждены учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых впервые были предусмотрены часы на изучение родного языка и литературы в якутскоязычных школах для умственно отсталых детей, разрабатывались программы по якутскому языку и литературе, в этом активно участвовали руководители, педагоги специальных (коррекционных учреждений: Тимофеев Г.Т., Нилов П.Е., Слепцова М.Г., . Уделялось особое внимание обучению детей с глубокой умственной отсталостью, аутичных детей, детей с синдромом Дауна, для них был разработан учебный план, по которому были определены предельные часы обучения в неделю на обучение с личностно-ориентированным подходом, что позволило определять индивидуальный маршрут их развития. Вплотную занялись допрофессиональной подготовкой и профессиональной образованием: специальные (коррекционные) учреждения заключали договора с учреждениями начального профессионального образования в Амгинском, Мегино-Кангаласском, Усть-Алданском, Ленском, Мирненском, Олекминском районах. Выпускники специальных (коррекционных) учреждений получали рабочие профессии и устраивались на работу по месту жительства. Выпускники школ глухих и слабослышащих по окончании школ направлялись в училища центральных областей РФ. По окончании возвращались и устраивались на работу в мебельную фабрику, «Швея Севера» итд. До реорганизации Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей в среднюю школу, выпускники основной школы продолжали обучение в Хабаровской специальной (коррекционной) школе, многие получали высшее образование в Хабаровске. За их обучение оплачивалось по тройственному договору Правительства Республики Саха (Якутия), Якутуголь и Хабэнерго.

 

Еще в 1988 году министр Слепцов Б.Д. приступил к реорганизации содержания обучения и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа, в частности в детских домах. С этого периода начались преобразования в системе образования по всей России, не только в образовании, но и в политическом, социально-экономическом строе страны. Министерство переименовали в Министерство народного образования, инспектора стали специалистами.

Первыми в стране в Ульяновской области перешли к организации воспитательной работы в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по семейному типу. Я была командирована в Ульяновскую область с целью изучения их опыта. Это не только создание условий проживания, приближенных к семейному, помещение сестер-братьев в одну разновозрастную группу, но и решение финансовых вопросов по увеличению штатного расписания, сокращения рабочего времени (недельная нагрузка 25 стала 20), увеличение процентов за специфику работы с детьми-сиротами, уменьшение количества воспитанников группы, внесение изменений в меню-раскладку, перечень одежды, мягкого инвентаря итд. Первыми в республике перешел Усть – Нерский детский дом, директор – заслуженный работник образования РС (Я) Бит-Геворгизова Ольга Аркадьевна, зам. директора по воспитательной работе Лабунец. Будимир Дмитриевич провел коллегию, решением которого были решены: одобрить эксперимент Усть-Нерского детского дома по переходу к работе по семейному типу, это увеличение штатных единиц, количества групп, выделение дополнительных финансовых средств.

Главная цель организации работы по семейному типу – организация воспитания в совместной деятельности по быту (создание уюта), проведение досуга воспитанников, привитие навыков самообслуживания итд. Было много обсуждений, споров, ведь требовался пересмотр всей системы воспитательной работы, если раньше преобладал устный метод воспитания (беседы, воспитчасы), стала необходима практическая работа – создание совместной деятельности, в ходе которого формировались жизненные, социальные компетенции.

Педагогический коллектив Усть-Нерского детского дома внес весомый вклад в пропаганду внедрения семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводили семинары-практикумы, совещания, конкурсы семей, воспитывающих детей-сирот. Стали создаваться приемные семьи, семейные детские дома. Был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О семейном детском доме». Работу отдела в этом направлении поддержала семья Матвеевых из с. Намцы. Клара Иннокентьевна и Николай Николаевич, оба педагоги, взяли из дошкольного детского дома своих первых воспитанников. Через их семью прошли школу жизни несколько десятков детей, которые нащли достойное место в самостоятельной жизни. До сих пор не разрывают связи с семьей Матвеевых, действительно, они нашли в них родную семью. По их примеру именно в Намском районе стали создаваться приемные семьи, которые организовали Ассоциацию приемных семей, организатором является Сивцева Мотрена Прокопьевна. Стало традицией ежегодное проведение семинаров, встреч, ысыахов с приглашением семей, воспитывающих детей-сирот из других районов, из г. Якутска. Первые последователи Матвеевых, это семья Джуаловых из г. Олекминска, семью Горбуновой из г. Нерюнгри, Завьяловых из г. Ленска. Так в республике стали развиваться семейные формы воспитания: семейный детский дом, патронатные семьи как филиалы детских домов, школ-интернатов, приемные семьи, стало увеличиваться количество семей опекунов (попечителей).

Отдел стал разработчиком и куратором республиканских целевых программ, в частности подпрограммы «Дети-сироты», «Дети-инвалиды» в рамках президентской программы «Дети республики Саха (Якутия)», мероприятия которого помогли многим детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Улучшилась материальная база учреждений для детей-сирот, с софинансированием из средств федеральной программы были построены 9 жилых коттеджей для Тойбохойского детского дома в Сунтарском улусе, выкуплено жилое здание в с. Намцы для семейного детского дома Матвеевых.

Совместно с институтом усовершенствования квалификации работников образования ежегодно проводили семинары, научно-практические конференции по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Якутске и выездные в разных районах (улусах), профессиональные конкурсы среди педагогов коррекционных школ, учреждений для детей-сирот.

Особо нужно отметить законотворческую работу. Изменение политической, социально-экономической ситуации в стране потребовало разработки нормативных правовых документов, особенно в области разграничения полномочий в финансировании интернатных учреждений. Нам с педагогическим гуманитарным, дефектологическим образованием пришлось преодолеть много трудностей в этой области, это изучение федеральных, субъектовых законов, подзаконных актов. Конечно нам очень помогли специалисты юридических отделов правительства, Государственного собрания «Ил Тумэн», с которыми консультировались, согласовывали каждый проект.

«Монетизация» льгот по федеральному закону от 21.12.1996 года за №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предполагало создание нормативно-правовой базы по каждой позиции социальной поддержки. Отделом были разработаны законопроекты и подзаконные акты по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые направлены на развитие форм семейного воспитания, финансирование учреждений для детей-сирот:

– осуществление ежемесячных денежных выплат опекаемым на питание, одежду, приобретение канцелярских и учебных принадлежностей ит.д.;

– проездных расходов:

1. к месту учебы в учреждениях профессионального образования и обратно;

2. на городском транспорте;

3. к месту отдыха и лечения, на санаторно-курортное лечение;

– о наделении органов местного самоуправления на осуществление государственными полномочиями по воспитанию детей-сирот, по опеке и попечительству.

Отделом были разработаны проекты и приняты Государственным собранием РС (Я) «Ил Тумэн»:

– Закон Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 г. 225-З №457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия);

– Закон Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 г. 348-З №711-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

– Закон Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 г. 369-З № 754 – III «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств»;

– Закон Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. 552-З №1119-III «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству»;

– Закон Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 г. №457-IV «О патронатном воспитании» и другие..

Также ежегодно разрабатывались законопроекты о внесении изменений в связи с изменением в федеральных и республиканских законах, индексации денежных средств в связи с инфляцией и изменением цен на продукты, одежду, коммунальные услуги и.т.д., готовили постановления и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) во исполнение принятых республиканских законов.

Пока разрабатывался и принимался закон о наделении отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству органов местного самоуправления отдел выполнял функции муниципальных отделов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних по всей республике. Этот период был особо напряженным, только слаженная работа и помощь привлеченных специалистов помогла справиться с такой нагрузкой. В это время были привлечены Аккуратова (Ким) А.П., Алексеева (Слепцова) О.И., которые стали преемниками и успешно работают в этой области.

В 2004 – 2008 годы в целях улучшения положения детей с особенностями развития и инвалидностью приняты следующие нормативные правовые документы:

– Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной целевой программе «Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» от 16.03.07г. З№ 893-111;

– постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.2004г №625 «Об утверждении Концепции развития образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на 2005-2008 годы»;

– постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30. 06.2005г № 374 «Об утверждении подпрограммы «Дети с ограниченными возможностями здоровья» Президентской целевой программы «Семья и дети Республики Саха (Якутия)» на 2005-2008 годы»;

– постановление Правительства Республики Саха (Якутия) 17.03. 2006г №85. «Об утверждении Порядка организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размерах компенсаций затрат родителей на эти цели».

– постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.10.2008г. № 427 «Об установлении учащимся республиканских специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в муниципальных районах Республики Саха (Якутия), бесплатного проезда авиационным транспортом к месту жительства и обратно к месту учебы»;

– распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.10.2008г. № 1092-р «Об открытии 1 (одной) группы дошкольного возраста для детей с нарушением слуха в ГОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида».

Законом Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» от 16.06.2005г З № 513-Ш внесена статья 43 «Порядок осуществления социальной поддержки обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) раздела 5 «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование»;

Так была создана республиканская нормативная база по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Несомненно, вышеуказанные базовые нормативные правовые документы основанием обеспечения финансовых гарантий принимаемых мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуют укреплению государственности нашей республики.

Также в эти годы улучшилось не только финансирование интернатных учреждений, но и содержание работы. Во всех учреждениях для детей – сирот воспитание стало максимально приближенным к семейному не только созданием материальных условий, но и по содержанию: братья, сестры определялись в одну разновозрастную группу, одежду покупали индивидуально каждому ребенку, дети привлекались к домашнему труду по уборке, приготовлению еды, сервировке стола и т.д. Все это способствовало формированию жизненных, социальных компетенций, воспитанники выходили в самостоятельную жизнь более подготовленными. Увеличилось количество выпускников поступающих в высшие учебные заведения.

Разработанные нормативно-правовые документы об учреждениях нового типа позволили открытию следующих учреждений: Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия Министерства образования в 1992 году (минситр Жирков Е.П.), позднее реорганизованный в Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения, Реабилитационный центр при Мохсоголлохской СОШ Хангаласского района, муниципальное учреждение «Чульманский детский дом» (министр Михайлова Е.И.), Республиканская служба организации методического обеспечения государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей реорганизованный (министр Габышева Ф.В.) позднее в Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытие Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии в 1992 году, несомненно, улучшило качество работы по выявлению особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым организации соответствующего содержания обучения. Первым председателем была назначена Максимова Л.Я., сурдопедагог, с опытом работы в специальной (коррекционной) школе. В период работы Захаровой В.К. совершенствовалась методика диагностики, взаимодействие с родителями (законными представителями), уменьшились обращения родителей с жалобой, плановые выезды в районы, в.т.ч. в северные, намного увеличили количество обследованных с целью оказания ранней помощи этой категории детей. Также Республиканская служба организации методического обеспечения государственного банка данных о детях-сиротах усилило работу по учету, представлению данных о детях-сиротах в федеральный банк данных. Первый руководитель, Эверстова О.С. активно включилась в работу отдела по пропаганде семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по подготовке родителей к воспитанию приемных детей.

С 2002 года дети с ограниченными возможностями здоровья стали учиться по Базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденному по приказу МО РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п. На его основе был разработан и утвержден Республиканский БУП, в котором были впервые предусмотрены часы на изучение родного языка. Стали разрабатываться программы по этим предметам. Увеличение часов коррекционных занятий: индивидуальные занятия по РСВ для глухих и слабослышащих, часы логопедии, занятия по социально-бытовой ориентировке обеспечивает успешную социализацию в обществе.

В этой работе нам очень помогли Габышева Ф.В., тогда начальник управления общего среднего образования, Ситникова Н.В., главный специалист, Герасимов А.А., начальник финансово-экономического управления.

Работой по совершенствованию и развитию образования и воспитания детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья руководили министры Григорьева И.И., Слепцов Б.Д., Жирков Е.П., Голиков И.А., Михайлова Е.И., Габышева Ф.В., заместители министра Лыхина А.М., Федоров М.П., Владимиров А.С., Петрова В.В. Под их руководством была создана нормативная правовая база по социальной поддержке, по организации обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, создавались новые учреждения, пересматривались подходы к воспитанию, обучению детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мне, человеку с 45 – летним педагогическим стажем есть с чем сравнить состояние образования в настоящее время. Начинала работу учителем в Республиканской специальной (коррекционной) школе для слабослышащих детей, проработав 10 лет, перешла работать в Министерство образования, где проработала 23 года, с 2013 года работаю в Республиканской школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи. Несомненно, в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья произошли разительные изменения в сторону совершенствования и улучшения.

С введением Федеральных государственных общеобразовательных стандартов перед учителями поставлены конкретные цели и задачи по усвоению программы предметной области, внеурочные занятия позволили увеличить часы коррекционной направленности, другие направления можно использовать для развития творческих возможностей, формирования жизненных, социальных компетенций. Специальные (коррекционные) школы оснащены современными техническими средствами обучения, которые вызывают интерес у учащихся, учителя проходят курсы, стажировки по повышению квалификации даже за пределами Российской федерации, строятся новые здания, только на территории г. Якутска в настоящее время строятся три здания, здание речевой школы завершается в этом юбилейном году. Педагогический коллектив готовится к переезду, родители довольны, что их дети будут учиться в благоустроенном новом здании.

В год столетнего юбилея Министерства образования Республики Саха (Якутия) проведен XIVсъезд учителей и педагогической общественности, в котором приняли участие ветераны министерства. Посетив мероприятия съезда ветераны убеждены, что образование детей, значит, и будущее нашей республики в надежных руках в лице коллектива Министерства образования и науки под руководством министра Любимовой И.П.

 

Захарова Светлана Сергеевна, зам. директора по УМР ГКОУ РС (Я) РСКШИ для детей с тяжелыми нарушениями речи.