Международные эксперты высоко оценили перспективы российского образования

Какие факторы будут определять успешность образовательных систем через
10-15 лет, навыки, необходимые выпускникам школ будущего и их учителям, а также
перспективы России занять и удержать лидирующие позиции в школьном
образовании обсудили участники прошедшей в Москве IV Международной
конференции «Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения»,
организуемой при поддержке Рособрнадзора.
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов
напомнил о задаче, поставленной в указе президента России Владимира Путина,
обеспечить вхождение нашей страны к 2024 году в десятку ведущих стран мира по
качеству общего образования.
По его мнению, для решения этой задачи есть все необходимые предпосылки:
создана единая система оценки качества образования, ведется анализ и работа с
результатами различных оценочных процедур, в том числе с объективными
результатами ЕГЭ, Россия уже занимает первое место в мире по уровню
читательской грамотности учеников начальной школы в исследовании PIRLS, а в
исследовании PISA для 15-летних школьников превысила средний результат по
странам ОЭСР и демонстрирует одну из лучших динамик в мире.
Ключевыми факторами, которые должны влиять на улучшение результатов
России, по словам руководителя Рособрнадзора, являются стандарты,
обеспечивающие единые требования к содержанию, результатам и условиям
обучения, качественные и регулярно обновляемые учебные пособия, объективная
оценка результатов учеников, компетенций учителей и директоров школ и работа с
результатами этой оценки.
«Тогда, несмотря на все многообразие, которое есть в системе образования
Российской Федерации, мы можем занимать первые места. Это сложнейшая задача,
но она реализуема, и основа такого развития заложена», – заявил Сергей Кравцов.
В развитии компетенций выпускников 2030 года, по его мнению, наиболее
актуальными будут базовая академическая подготовка, функциональная грамотность,
умение работать в команде, самостоятельность в формулировании целей и их
достижении. Также очень востребованным является развитие у школьников
социально-эмоциональных компетенций, таких как адаптивность, внимание, эмпатия,
смелость, корректность, настойчивость, честность и прочие.
«Если система образования России продолжит развиваться такими же темпами, с
которыми она развивалась в последние годы, я считаю, что это реально достижимая
цель – попасть в топ лидеров образовательных технологий. Россия уже многого
добилась, но ей есть куда стремиться и прогрессировать в образовании», –
прокомментировал руководитель Департамента образования и навыков ОЭСР
Андреас Шляйхер.
Он отметил, что цифровизация всех сфер жизни современного общества
накладывает значительный отпечаток и на развитие образования, меняя саму
структуру знания, необходимую выпускнику: заучивание различной информации
становится менее важным, чем умение ее искать и ориентироваться в различных
данных. «Заучивание становится бесполезным, когда возрастает сложность задачи и
требуется творческий подход к ее решению», – констатировал он.
Ключевым фактором успеха образовательных систем, по мнению Андреаса
Шляйхера, является высокая квалификация школьных учителей. Они должны
обладать профессиональными знаниями, предметными и методическими,
автономностью (умением самим принимать решения, создавать свои собственные
уроки) и способностью эффективно взаимодействовать со своими коллегами-
педагогами.