Ключи к успешной инклюзии лиц с ОВЗ- в принятии идеи обществом

19 января в онлайн формате состоялся публичный отчет директора Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната Министерства образования и науки РС (Я) Татьяны Мартыновой.

В слушании отчета приняли участие социальные партнеры школы, общественные организации, родительская и педагогическая общественность, и.о руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования МОН РС (Я) Тен Л.Б, и.о главного специалиста Департамента Алексеева О.И.

Директор школы отметила, что задачи, поставленные школой в отчетном 2021 году, традиционно были сформированы в русле реализации Послания Главы республики на 2021 г. В реализации задач на этот год школа будет сверяться с вектором Плана мероприятий по реализации Указа Главы Якутии от 30.12.21 года.

Спецификой школы является интегрированное обучение и воспитание слабослышащих, слепых и слабовидящих детей в одном образовательном пространстве – обучение по 7 адаптированным программам.

Одной из самых актуальных задач прошлого года было не допустить сбой образовательного процесса в школе и обеспечить коллективный иммунитет. Школа обеспечила вакцинацию 82% сотрудников.

Сделаны первые шаги по внедрению современных здоровье сберегающих технологий в охране зрения детей. Медики прошли стажировку в Хабаровском краевом центре трансфер технологий инновационной инфраструктуры по созданию Кабинета по охране зрения.

В целях обеспечения качества образования в условиях новых современных вызовов особое внимание уделялось повышению уровня профессиональной компетентности специалистов школы. Это основа для обеспечения передового образования. Так, администрация школы 100% прошла переподготовку в Высшей школе инновационного менеджмента республики, в том числе и по реализации нацпроектов, технологии проектной деятельности и др. актуальным аспектам управления в современной школе. Повышение профессионального мастерства педагогов школы прошло в очном формате с приглашением лектора МГПУ Денискиной В.З., канд. пед. наук, которая является инвалидом  по зрению.

Динамика среднего балла ЕГЭ по основным предметам (профильная математика, русский язык и литература) в течении 3-х лет обрадовала всех участников отчета. Мониторинг показывает заметное улучшение среднего балла показателей ЕГЭ в 21 году. С начала пандемии дети стали больше уделять внимание учебе, контроль родителей, их заинтересованность положительно повлияли на результаты ЕГЭ.

В докладе директора было подчеркнуто, что дальнейшая самореализация и успешная социализация выпускников школы – основной показатель качества обучения в специальной (коррекционной) школе. В соответствии с основным вектором нацпроекта «Образование» – подготовка конкурентоспособной личности должна вестись с учетом того, что рынок труда будущих востребованных профессий меняется.  В школе второй год создаются условия раннего профессионального самоопределения учащихся. А этому немало способствует достаточно разветвленная система допобразования в школе. Предпрофессиональная и ранняя профориентационная работа школы ведется в сетевом взаимодействии с колледжем связи, колледжем дизайна и технологии, Жатайским техникумом, республиканским реабилитационным техникумом-интернатом.

За отчетный период наблюдается рост поступления выпускников школы и их успешная адаптация в учебных заведениях не только родной республики, но и за ее пределами. Таким образом, школа прилагает много усилий для подготовки конкурентоспособных выпускников. «Но часто активные и талантливые выпускники коррекционных школ оказываются невостребованными даже после получения профобразования. Данную проблему следует не только признавать, а решать в самом ближайшем будущем посредством объединения сил государства, общественных организаций, вузов и ссузов.  Следует искать новые свежие нестандартные подходы и в русле реализации Плана мероприятий Послания Главы республики вносить свои предложения. Причины могут быть самые разные, но самым главным, все-таки, считаю отношение социума – предвзятое убеждение, что инвалид – это не всегда хороший работник. Начинать надо с этого. Ключи к успешной инклюзии лиц с ОВЗ  лежат в отношении социума,» –  подчеркнула директор школы.

Инклюзивное образование – одно из стратегических направлений развития системы образования в республике. С 2015 года школой ведется сопровождение инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения в общеобразовательных школах республики. Это деятельность Ресурсного центра по сопровождению детей с нарушениями слуха и зрения. Раннюю коррекцию и реабилитацию с первого года жизни ребенка с ОВЗ с целью успешной инклюзии осуществляет и КРЦ школы «Гнездышко».

Усиление патриотической составляющей воспитания школьников рассматривается как формирование активной жизненной позиции, привитие любви и уважения к прошлому, настоящему и будущему страны и родного края. Не только словом, но и делом специалисты школы показали пример патриотизма летом 21 года. Знак участника тушения лесных пожаров, учрежденный главой региона вручен 4 специалистам.

Также в отчетном году введен новый кружок по изучению якутского языка и уникальный проект «Хомусотерапия» совместно с Музеем хомуса, который   не только имеет воспитательный, но и терапевтический эффект.

Привлечение ресурсов социального партнерства и родительского сообщества рассматривается школой как необходимое условие успешной интеграции детей с ОВЗ в социум. Было исполнено пожелание родительской общественности на Публичном отчете прошлого года и проведены Дни открытых дверей для родителей на неделе Инклюзивного образования в республике. В феврале 2021 года состоялась виртуальная презентация оборудования для родительской общественности. В рамках проекта «Доброшкола» федерального проекта «Современная школа» освоено высокотехнологичное оборудование для кабинетов технологии, для фото- и видеостудии. Дети начали выпуск сувенирной продукции, сшили костюмы, которые заняли 2 место в международном инклюзивном фестивале народных костюмов в Италии.

В конце отчета директор школы предложила всем участникам объединить усилия по продвижению мер для дальнейшей успешной интеграции в социум выпускников коррекционных школ. Для этого нужна поддержка на самом высоком уровне. Ведь самая главная задача школы – подготовка детей с ОВЗ как КОНКУРЕНТОСОПОСОБНЫХ ГРАЖДАН страны и школа прилагает немало усилий. Здесь требуется консолидация усилий не только образовательного сообщества, родителей, учащихся, но и всего общества.

После основных докладов отчет продолжился в форме диалога. Татьяна Федотовна поблагодарила представителей общественных объединений за активность участия, за то, что нашли время присоединиться к обсуждению итогов деятельности школы.  Председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов Кондратьева А.Э. отметила успешную работу школы по социализации детей. Председатель республиканской ОО «Шаг в мир звуков» Устинова Ю.И. поблагодарила Татьяну Федотовну за социальное партнерство в реализации проекта «Музыка наших сердец» по Гранту Президента РФ. Все поступившие в ходе отчета пожелания и рекомендации взяты на заметку.

Пресс-служба РС(К)ШИ МОН РС (Я)