В СМИ о нас

Репортаж: особая школа для особых детей

Репортаж: особая школа для особых детей

 

Международный день слепых в календаре призывает общество не забывать о том, что рядом живут люди, нуждающиеся в особой заботе и поддержке. Пожалуй, особенно важно наше внимание для детей, слепых и слабовидящих. News.Ykt.Ru представляет репортаж из одной особенной школы.

Многие знают, что в Якутске действует Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченным зрением и слухом. Но не все представляют себе, что это такое. Мы узнали, чем живет и чем гордится школа, а самое главное, чем завоевывает детские сердца — ведь многие ее выпускники мечтают вернуться в родные стены уже в качестве учителя и педагога.

Сегодня здесь обучаются 216 детей, 135 из них проживают в интернате. В 2009 году школа переехала в новое здание — поистине огромное и чрезвычайно удобное, светлое и современное.

При школе есть детский сад, спортзал, бизнес-инкубатор, театр мод, а также Ресурсный центр инклюзивного образования.

Асия Афанасьевна Слепцова — социальный педагог, работает в школе с сентября. В этом году молодой специалист закончила факультет специального и инклюзивного образования Иркутского госуниверситета.

Асия проводит экскурсию по школе и рассказывает, как выбрала свою профессию.

– Психология — это мое, мне это нравится. Поступила в Иркутск, может быть, спонтанно, но когда начала учиться, не пожалела. Мне понравилось. А здесь классно! Дети есть дети, они рады молодым учителям, хорошо общаются.

В первое время блуждала по школе, она очень большая.

В коридорах школы установлены вот такие поручни для слабовидящих

Максимальная наполняемость классов — всего 8 человек, ведь к каждому надо подход найти, на каждого обратить внимание. А в детском саду совсем мало детей, человек 7-8.

Ребята приезжают со всех улусов. Раз в год им оплачивается проезд до места жительства.

Язык глухонемых здесь не поощряется. Цель — научить слабослышащего ребенка говорить, проговаривать слова. Остаточный слух у них есть. Когда я пришла сюда работать, тоже хотела испытать язык жестов, но мне сказали категорическое «нет». Дети ленятся, не хотят, но так нужно. Ведь это социализация: как они дальше будут общаться с людьми, работать? Бывает, дети вредничают, говорят: «Нет, не понимаю, не слышу», а я им твержу: «Говори, говори, говори».

Это класс для слабослышащих детей. Учитель говорит в микрофон, дети слушают его в наушниках

Педагогического стажа у меня пока нет, но я не унываю, все впереди.

Мария Николаевна Стручкова — завуч начального звена:

– Как поступить в вашу школу?
– У ребенка должен быть перечень документов: ПМПК (психолого-медицинская педагогическая комиссия), удостоверение об инвалидности, путевка от Минобразования, заявление родителей. Затем отправляем ребенка к окулисту. Если есть улучшение, ребенок вновь отправляется на ПМПК. Но, к сожалению, с каждым годом количество детей с инвалидностью растет.

Шрифтом Брайля на стенде выбит алфавит и цифры от 1 до 10

Андриан Иннокентьевич Андросов — заместитель директора по научно-методической работе:

– Расскажите, пожалуйста, о ваших выпускниках.
– У нас учатся 12 лет. В 12 классе дети выбирают, что сдавать: ЕГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен, традиционный экзамен). Те, кто хочет поступать в вузы, чаще выбирают ЕГЭ. На базе школы организован пункт приема ЕГЭ, который наши ученики уже давно сдают. Выбирают обычные предметы, как и все: русский язык, математика, обществознание, английский язык. Отличие лишь в том, что нашим детям на 1,5 часа удлиняется время сдачи экзамена. Для тотально-слепых детей тесты отпечатываются в Москве по системе Брайля. В этом году наш слабовидящий ученик Алексей Митрофанов сдал ЕГЭ по русскому языку на 87 баллов и поступил на геологоразведочный факультет СВФУ. Сдал ЕГЭ и наш выпускник с кохлеарным имплантом — по русскому языку он набрал 56 баллов.

– А есть поступившие в центровузы?
– Выпускник 2013 года Айсен Босиков учится на тифлопедагога в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. В 2012 году школу закончила Мария Михайлова, ныне – студентка Уральского юридического университета в Екатеринбурге.  Айаал Сивцев – студент ДВФУ. Иван  Дьяконов — студент Обнинского института атомной энергетики.

В последнее время есть тенденция — многие выпускники возвращаются к нам, хотят стать учителями или воспитателями.

– Уже есть выпускники, работающие здесь?
– Да, у нас работают учитель истории, учитель математики… много выпускников. В этом году, например, подошел Ларик Михайлов, который будет тренером по футболу и возьмет часы домашнего обучения. Он закончил СВФУ по адаптивной физкультуре.

На первой ступени пьедестала почета – чемпион мира Альберт Петров

– Как обстоят дела со спортом у ваших воспитанников?
– В этом году открылся новый спортзал — это наше последнее достижение. Наши дети очень спортивные. Есть чемпион мира по вольной борьбе — Альберт Петров, слабослышащий, ученик 12 класса. У нас работает чемпион мира по русским быстрым шашкам Петр Петрович Ушницкий, он также готовит чемпионов. Например,Сусанна Алексеева – чемпионка России по классическим и стоклеточным шашкам, она каждый год становится чемпионом по всем видам шашек. Но вольной борьбой, дзюдо слабовидящие дети не занимаются.

Все тексты на стендах сопровождаются копиями со шрифтом Брайля.
Школьное расписание также на Брайле, у слепых детей специальные учебники с этим тактильным шрифтом.
У школы есть принтер, способный печатать такие тексты.

– Каким видом спорта могут заниматься слабовидящие дети?
– Есть футбол для незрячих, называется голбол. По России мы входим в десятку лучших команд. Игрокам закрывают глаза, они ориентируются на звук — внутри мяча есть колокольчик. Есть теннисный стол для незрячих, его нам подарили спонсоры. Это стол с перилами, где бегает мяч с колокольчиком. Дети с удовольствием играют.

Людмила Николаевна Игнатьева — замдиректора по учебной работе средних и старших классов:

– Есть у вас профильные классы, например, гуманитарные или математические?
– Профильных классов нет, зато у нас хорошая ориентация по профессиональному образования. У нас работает бизнес-инкубатор, где функционирует фотостудия и аудиостудия, их нам подарил глава Якутии Егор Борисов. Дети учатся фотографии и сами зарабатывают деньги — фотографируют в студии, снимают на свадьбах, печатают изображения на футболках и кружках, ламинируют. Фотостудией руководит Иннокентий Александрович Корнилов, тоже наш выпускник. В аудиостудии дети делают клипы. Первый клип сняли в 2011 году, его сделал Иван Сметанин. Есть кружок дизайна, где дети вяжут и продают свои поделки.

Анна Константиновна Капустина — руководитель Театра мод:

– У нас образцовый детский коллектив, они выступают в разных странах – были во Франции и в Испании, собираются в Таиланд. Каждый год театр представляет новые коллекции. Сами шьют костюмы и сами их демонстрируют. Не просто так, а в движении, танцуют. Репетируют, как правильно и красиво ходить, как стоять.

Татьяна Викторовна Хохолова — учитель математики, выпускник школы 1982 года. После обучения в ЯГУ пришла на практику в школу в 1988 году и осталась работать здесь.

– Какие трудности у особого педагога?
– В первую очередь, это трудности физического характера, из-за низкого зрения. А в остальном больше никаких трудностей нет. Очень помогают современные технологии, можно укрупнять текст на компьютере, использовать проектор и так далее.

– Чем отличаются нынешние условия обучения от тех, в которых учились вы сами?
– Прогресс идет вперед, сейчас очень хорошее оснащение, всё цифровое и электронное. Но, с другой стороны, дети стали меньше читать, в основном, на компьютерах и телефонах. Это плохо влияет на зрение, появляется нагрузка на глаза, утомляемость. Раньше мы учились в деревянном здании, а сейчас условия очень хорошие.

– Как вы думаете, почему выпускники возвращаются работать в школу?
– Нельзя сказать, что учителя-инвалиды могут везде устроиться, поэтому, наверное, если есть места, они приходят работать сюда. К тому же, с нашими детьми им как-то ближе и проще работать.

Айсен, 2 класс, и Андрей, 5 класс, слабовидящие ученики, живут в интернате:

– Привет, расскажите, чем вы занимаетесь?
– Мы играем, а иногда просто разговариваем. Нам нравится сидеть и разговаривать. В школе нам нравится учиться и делать домашние задания.

– Сколько человек живет в одной комнате?
Айсен:
– Нас в комнате пятеро.
Андрей:
– А нас четверо.

– Какой ваш любимый предмет?
– Математика.

– А какие у вас оценки по математике?
Айсен:
– Четверки и пятерки.
Андрей:
– А у меня четверки, пятерки и тройки бывают по контрольной работе.

– Кем хотите стать, когда вырастете?
Айсен:
– Учителем-брайлистом. Хотя нет, массажистом
Андрей:
– Я хочу быть полицейским или учителем. А иногда тоже хочу быть массажистом.

(Оказывается, слабовидящие ребята часто мечтают стать массажистами, потому что у них, благодаря их особенностям, чрезвычайно развиты пальцы и тактильные ощущения).

– С родными видитесь?
Айсен:
– Я вижу их на каникулах. Они живут в Верхневилюйске.
Андрей:
– А я каждые выходные. Я сам из Верхоянска. А сейчас родители живут в Якутске.

Любовь Александровна Гознова — специалист Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования. Центр курирует общеобразовательные школы, где учатся дети с нарушениями развития, помогает обмениваться опытом, оказывает поддержку педагогам, в том числе с повышением квалификации.

– В республике 53 общеобразовательных школы. Министерство образования обеспечивает их оборудованием по программе «Доступная среда», но им не хватает кадров и опыта, поэтому мы с ними работаем, помогаем им. В Якутске имеется семь оснащенных школ, но есть и другие, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

– Насколько в Якутии общество готово принять детей с ОВЗ на равных?
– Работа в масс-медиа активно идет, постоянно проводятся встречи, ярмарки, благотворительные акции, но все равно сталкиваешься с непониманием. Порог мы еще не переступили, как и вся страна в целом.

– Как вы оцените развитие безбарьерной среды в Якутске?
– В этом году, по-моему, есть очень большой прогресс в этом плане, хоть и только в центре. Если раньше на светофорах был звонок, то теперь есть голос. Кое-где появились туристические указатели, по которым слабослышащие вместо того, чтобы спрашивать у кого-то, могут сами посмотреть направление. Но много еще над чем надо работать, например, над пандусами, лифтами. Я ни разу не видела в Якутске, чтобы специальный лифт работал. Например, в Сочи, говорят, нужно за несколько дней предупредить о своем визите администрацию здания, чтобы те подготовились и включили лифт. А такого, чтобы захотел и зашел — такого пока нет. О 100% достижении безбарьерной среды говорить рано, но продвижение есть.

Анна Борисова