Участникам Международной НПК «Инклюзивное образование- Путь к успеху» представлен опыт Якутии

23 июня 2022 года на базе Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната прошел мастер-класс для участников Международной НПК « Инклюзивное образование- Путь к успеху».

В работе мастер-класса приняли участие Оксана Сергеевна Попова, доктор психологических наук, профессор, проректор УО «Республиканский институт профессионального образования», Психолого-педагогические и методические условия обеспечения специального профессионального образования в Республике Беларусь; Патимат Омаровна Омарова, кандидат психологических наук, декан факультета специального (дефектологического) образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Открывая мастер-класс директор школы Татьяна Мартынова подчеркнула , что инклюзия сегодня рассматривается как социальная модель включения. Согласно наиболее универсальному определению инклюзивного образования ЮНЕСКО, инклюзивное образование- это «целостный феномен», предполагающий равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения.

О работе Ресурсного центра по сопровождению инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения на базе школы рассказала Захарова Валентина Константиновна, зам директора по УМР.

 

Основная цель создания Ресурсного центра – это ресурсная поддержка по организации сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. Центр обеспечивает методическое, диагностическое, консультационное, просветительское, экспертное и информационное сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью, их педагогов и  родителей. Одно из направлений деятельности с 2018 года – это организация Международного инклюзивного СМАРТ-фестиваля «Заяви о себе». Представители Республики Дагестан и Беларусь выразили желание принять  участие в следующем году в фестивале в он-лайн формате.

Участники мастер-класса говорили о том , что при введении инклюзивного образования в национальных республиках необходимо учитывать этнокультуральный компонент. В частности, в Якутии, еще и  климато-географический характер- разбросанность и отдаленность населенных пунктов и городов, длительные периоды бездорожья, короткий световой день, экстремальные температуры зимой. В 2019 году республиканский проект « Виртуальный ясли-сад» для детей с ОВЗ по слуху и зрению, разработанный специалистами Центра с учетом данных факторов был признан лучшим в РФ. Автор проекта  Левина Евдокия Степановна, руководитель КДЦ «Гнездышко» выступила с презентацией «Ответственное родительство как  условие успешной социализации детей с ООП». Факт, что 65% детей после «Гнездышка» успешно учатся в массовых школах говорит об эффективности обучения родителей методам ранней коррекции в семье. Ведь родители- это самые первые учителя детей.

Было подчеркнуто, что современный рынок труда стремительно меняется. Актуальность ранней профориентационной работы возрастает.  В рамках внеурочной деятельности школа с 2018 года принимает участие в региональных и национальных чемпионатах профессионального мастерства «Абилимпикс» по компетенциям «Мультимедийная журналистика», «Фотограф-репортер», «Вязание крючком», «Резьба по дереву», «Поварское дело», «Ресторанный сервис», «Адаптивная физическая культура», «Бисероплетение», «Изобразительное искусство».

Уарова Юлия Ефремовна, зам директора по ВР школы, а также наставник ученицы школы Саины Юнчановой, которая вошла в основной состав национальной сборной по компетенции «Мультимедийная журналистика», обобщила свой опыт в презентации «Абилимпикс как инструмент успешной социальной инклюзии учащихся с ООП».

Саина обучается сейчас в Казанском федеральном университете. Она пришла на мастер-класс, чтобы выразить свою благодарность школе и наставнику Юлии Ефремовне. «Абилимпикс» стал своего рода путевкой в жизнь для этой талантливой девушки с ограничениями по слуху.  Она также получила сертификат от Правительства РФ на получение дополнительного образования или приобретения технических средств на сумму 50000 рублей.

В свою очередь с интересом участники мастер-класса слушали выступление Патимат Омаровны Омаровой о работе Северо- Кавказского ресурсного центра по инклюзивному образованию «СоЗвездие» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, проекте «Волонтеры инклюзии»  и других интересных направлениях работы Дагестанского государственного педагогического университета. Состоялся заинтересованный обмен мнениями и обсуждение.

В заключение участниками были предложены рекомендации в проект Резолюции Международной конференции:

– разработать и утвердить на федеральном уровне политику, стратегию и концепцию инклюзивного образования исходя из социальной модели включения или же, доработать и принять проект Федерального закона о специальном образовании, в котором были бы обозначены компетенции всех уровней власти, в том числе в части инклюзивного образования.

– становится актуальным совершенствование понятийного аппарата нормативной правовой базы в соответствии с социальной моделью включения (инклюзии). В Законе об образовании РФ закреплено законодательно понятие «обучающийся с ОВЗ» и определен критерий определения ОВЗ- заключение ПМПК, что не соответствует  социальной модели инклюзии и рождает разночтения с международным законодательством.

– также необходимо детально проработать и нормативно закрепить представление о том, какая школа может быть признана инклюзивной, какие условия должны быть в этой школе, за чей счет эти условия должны создаваться, важно увеличить объемы финансирования инклюзивных школ и разработать действенный механизм контроля за реализацией инклюзивного образования.

– при организации инклюзивного обучения необходимо учитывать психофизиологические особенности детей коренной национальности, особенности образа жизни и культуры, связанные с традиционным природопользованием и природно-климатическими условиями республики.

– необходимо обеспечить психологическое сопровождение участников чемпионата «Абилимпикс», включая подготовку наставников согласно международным стандартам чемпионата как инструмента социальной инклюзии детей с ООП.

– продумать механизмы финансового обеспечения ресурсных центров по сопровождению инклюзивного образования на базе специальных (коррекционных) школ.

Два часа мастер-класса, отведенные в плотной программе конференции, пролетели незаметно. Впереди еще немало интересных встреч, горячих дискуссий и споров, в которых, как известно рождается истина.