В далеком 1938 году по Приказу Наркомпросса ЯАССР была основана первая в Якутии специальная (коррекционная) школа: школа-интернат для слепых детей в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района. Так с 1938 года берет отсчет времени не только школа-интернат для слабовидящих и слепых детей, но и все специальное образование в Республике Саха (Якутия). Единственная республиканская школа для детей с нарушением зрения положила начало для развития системы специального (коррекционного) образования в республике.
В связи с этим знаменательным событием 06 апреля т.г в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района в рамках педагогического десанта Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната состоялось торжественное мероприятие, посвященное установлению мемориальной доски к 80-летию системы специального (коррекционного) образования в Якутии. Инициаторами данного мероприятия являются ГКОУ РС (Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат» при поддержке Министерства образования и науки РС (Я) и администрации Тюнгюлюнского наслега Мегино-Кангаласского района.
Памятная доска была установлена на фасаде здания первой школы для слепых детей. Благодаря администрации села Тюнгюлю и детского сада «Олимпионик» здание отлично сохранилось и функционирует сегодня как детский сад. Честь открыть мемориальную доску выпала воспитателю первой школы-интерната для слепых детей Эверстову Семену Васильевичу, ветерану педагогического труда, отличнику образования РФ Егоровой Анне Ивановне, представителю аппарата Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) Бушкову Терентию Юрьевичу, директору ГКОУ РС (Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат» Мартыновой Татьяне Федотовна. Прозвучали теплые слова благодарности от заместителя главы села Тюнгюлю Заровняева Степана Степановича, главного специалиста управления образования Мегино-Кангаласского улуса Борисовой Сарданы Николаевны.
Представитель аппарата Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) Бушков Терентий Юрьевич в приветственной речи отметил, что установление мемориальной доски вдвойне памятно для него, так как это символ соблюдения прав детей-инвалидов на доступ к качественному образованию и память о его деде, который долгие годы работал директором Республиканской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Директор Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната Татьяна Федотовна Мартынова в своем выступлении отметила, что еще 80 лет назад в Якутии система образования стала адаптироваться к уровням и особенностям развития детей, применять специальные педагогические подходы в обучении детей-инвалидов.
Также в этот день состоялся круглый стол «Комплексный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования в РС (Я)», организованный Ресурсным центром по сопровождению инклюзивного образования в РС (Я) и Центром психолого-медико-социального сопровождения «Кэскил» Мегино-Кангаласского района.
Первый заместитель министра образования и науки Феодосия Васильевна Габышева виртуально поздравила всех с памятным днем в истории специального образования республики и пожелала участникам семинара плодотворной работы.Открылся Круглый стол просмотром клипа на песню «Мин коробун сурэхпинэн» в исполнении талантливых воспитанников школы-интерната Айыыланы Степановой, Ромы Винокурова и Мичила Моисеева. Работник школьного музея Тюнгюлюнской СОШ Варламова Матрена Степановна предоставила информацию из истории открытия школы для слепых детей в Мегино-Кангаласком улусе. Эверстов Семен Васильевич, воспитатель начальной школы-интерната для слепых детей с теплотой в сердце рассказал о годах работы, администрации, коллективе и выпускниках первой школы-интерната для слепых детей, о коллективе. Директор Республиканской специальной (коррекционной) школы-интернат Мартынова Татьяна Федотовна рассказала о работе Ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования в РС (Я) и подчеркнула, что при обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья нужно смотреть на него, как на равного участника образовательного процесса со своими ресурсами, потенциалом и талантами.
Специалист Мегино-Кангаласского управления образования Яковлева Т.К. выступила с докладом «Комплексный подход в обучении детей с ОВЗ в Мегино-Кангаласском улусе», заместитель директора по воспитательной работе МБУ центр психолого-медико-социального сопровождения «Кэскил» Владлена Толстякова рассказала о реализации инклюзивных проектов, директор Елечейской специальной (коррекционной) школы-интерната Билюкин Поликарп Романович с докладом «Доруобуйаларыгар хааччахтаммыт оҕолору олоххо бэлэмнээх тахсаллар иитэр-үөрэтэр усулуобуйаны тэрийии». По итогам Круглого стола педагоги улуса, реализующие специальное и инклюзивное образование, изъявили желание о совместной работе с Ресурсным центром по сопровождению инклюзивного образования.
Педагогический Десант прошел в нетрадиционной форме вертушки. Тематика была самая разнообразная: «Мир шести точек» (шрифт Брайля), «Формирование УУД у слабовидящих детей», «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха», «Система коррекционной работы с детьми с нарушениями речи», «Приемы, технологии критического мышления», «Раннее выявление и профилактика нарушения в развитии». Высокий уровень организации семинара для начальных школ организовали заместители директоров по учебной работе начальных классов Республиканской школы-интерната – Стручкова Мария Николаевна и Тюнгюлюнской СОШ – Стручкова Айталина Ивановна.
Мероприятие в рамках юбилейной даты системы специального (коррекционного) образования Республики Саха (Якутия) прошло очень продуктивно и насыщенно в теплой и доброжелательной атмосфере. Участники мероприятия пожелали продолжения встреч в таком формате и далее.