Мастерская наставника

Метод наставничества сейчас, как и уже долгие годы, является одним из наиболее востребованных методов обучения и развития персонала во всем мире. Наставник, передающий не только опыт, но и традиции, культуру профессии, востребован в любой отрасли, в том числе образовании, и его роль в подготовке молодых специалистов очень важна.

Владимир Владимирович Путин своим Указом объявил 2023 год годом Педагога и наставника, которым подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества, что определяет наставничество одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики.

Кафедра дошкольного образования АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II», в рамках курсов повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций «Наставничество и менторинг – условие непрерывного образования педагогов в ДОО», организовала 28.10.2022 г. педагогическое мероприятие «Мастерская наставника». Гостями «мастерской» стали практические работники, которые имеют опыт внедрения наставнических практик в образовательных организациях, и педагоги, планирующие разработать и внедрить модели наставничества. Всего в мероприятии приняли участие 95 педагогов детских садов республики, а также представители Якутского педагогичексого колледжа им. С.Ф. Гоголева, кузницы кадров дошкольного образования региона.

Участников поприветствовала Лебедева Надежда Николаевна., к.п.н. заведующий кафедрой ДО ИРОиПК, подчеркнув важность и необходимость деятельности наставника в становлении молодого специалиста. Колмогорова Татьяна Вячеславовна, преподаватель кафедры дошкольного образования, модератор мероприятия, во вступительном слове «Наставничество – педагогика общения и сотрудничества» актуализировала важность создания и внедрения практик наставничества в образовательных организациях. Кривошапкина Саргылана Владимировна, педагог – психолог ГАОУ РС (Я) ЯПК им. С.Ф. Гоголева, затронула вопрос педагогических стереотипов, которые могут как препятствовать, так и развивать процесс наставничества, обратила внимание на этические аспекты, необходимые для соблюдения наставником.

«Мастерская» – это, в первую очередь, форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. И в этот день было много открытий. Так, Макарова Наталья Андреевна, воспитатель МБДОУ ЦРР -Д/с “Туллукчаан” с. Чурапча Чурапчинского улуса поделилась опытом авторской методики наставничества “Радужный бумеранг” (метод обратного пути), и вместе со слушателями «проиграла» технологию диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов «Пирог».

Конради Ольга Александровна, старший воспитатель МБДОУ “Рябинушка” г. Нерюнгри Нерюнгринского района, представила прекрасный опыт своего коллектива «Практика наставничества в дошкольной образовательной организации». В роли «игромастера» она провела мастер-класс для молодых педагогов по использованию схем для моделирования игровых ситуаций с детьми разного возраста.

Семенова Лена Афанасьевна, Бочарова Августина Лукинична, учителя-логопеды МБДОУ №35 «Северная сказка» г. Якутска, Лауреаты 1 степени 1 республиканского профессионального конкурса «Я и мой наставник», проведенного на гостеприимной земле Алдана в октябре этого года, рассказали слушателям «мастерской» о своем участии в нем. Как они отметили, участие в конкурсе дало новый рывок для развития не только для наставляемого, молодого специалиста, но и для наставника, педагога с опытом. Наибольший интерес у них вызвал финальный этап конкурса «Круглый стол», и они решили участникам мероприятия «Мастерская наставника» задать наиболее интересные вопросы, прозвучавшие на этом испытании.

В этот день много было сказано о личности наставника: каким он должен быть? Как соответствовать этому статусу? Баишева Леонелла Иннокентьевна, Смогайлова Ирина Игоревна, воспитатели МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ» г. Якутска, прекрасный педагогический тандем, доказывающий, что наставник и наставляемый – это не просто деловые отношения, а отношения, построенные на содружестве, поддержке, взаимовыручке и доверии. В «мастерскую» они пришли не с пустыми руками, а с «фишечками», которые помогают им вот уже третий год на пути профессионального становления молодого воспитателя.

Харитонова Акулина Ивановна, заведующая практикой ДО ГАПОУ РС (Я) ЯПК им. С.Ф. Гоголева, затронула вопросы наставничества в рамках педагогической практики, как условие подготовки будущих специалистов детских садов и отметила высокий уровень выступлений наставников, завершив словами «сегодня я вижу в числе участников мероприятия бывших студентов колледжа, и мне отрадно, что они становятся профессионалами своего дела благодаря вам, нашим наставникам».

На сегодняшний день имеются определенные проблемы в реализации программ наставничества в образовательных организациях, отметили слушатели:

– отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей работу наставников и их подопечных в ДОУ;

– отсутствие адекватных систем мотивации наставников;

– отсутствие специальных мероприятий по развитию навыков наставников.

Было предложено рассмотреть возможность разработки Методических рекомендаций об организации наставничества в ДОУ.

В конце «мастерской был проведен игровой этюд «Сделай шаг», резюмируя который модератор отметил: «Мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми можно найти общие интересы и путь сотрудничества».

 

 

Татьяна Колмогорова, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ИРОиПК